Составление заголовков дел (единиц хранения)
Поделиться
Дела в архив передаются по описям, которые утверждаются на ЭПК. Чтобы описи прошли ЭПК заголовки дел должны четко и в обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела и составлены в соответствии с правилами закрепленными как в федеральном законодательстве, так и в отраслевых Гостах. В частности, в ГОСТ Р 7.0.8-2013. "СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения". Обычно заголовки дел составляются на основе действующей номенклатуры с добавлением периода документов, но если номенклатуры нет, то заголовки составляются согласно методическим рекомендациям по применению Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях п. 1.1.1.3. а именно:
Не допускается употреблять в заголовке дела неконкретные формулировки ("материалы", "разные материалы", "общая переписка" и т.д.), а также вводные слова и сложные синтаксические обороты. Заголовок дела состоит из элементов, отражающих:
- название вида дела (переписка, журнал, дело и др.) или разновидности документов (протоколы, приказы и др.);
- название организации, структурного подразделения, коллегиального (совещательного или иного) органа, должностного лица - автора документа;
- название организации, которой будут адресованы или от которой будут получены документы (адресат или корреспондент документа);
- краткое содержание документов дела;
- даты (период), к которым относятся документы дела;
- название местности (территории), с которой связано содержание документов дела;
- указание на копийность документов дела.
Конкретный состав элементов заголовка дела определяется характером и содержанием документов дела.
Все заголовки, составляемые в номенклатурах и описях дел, в целях их унификации можно разделить на четыре типа.
ПЕРВЫЙ ТИП | |
Единицы хранения, в которых имеются:
| «Протоколы совещаний, проводимых главой администрации»; «Отчет по основной деятельности отдела»; «Приказы начальника управления по основной деятельности»; «Планы и отчеты о деятельности комиссии по благоустройству»; «Сводный статистический отчет по итогам сева по району» (ф. 4-сф) «Годовой бухгалтерский отчет и документы к нему» «Квартальный отчет о работе департамента образования» |
Единицы хранения, в которых имеются:
Название документа указывается вначале заголовка. | «Журнал регистрации распоряжений главы администрации города»; «Книга регистрации несчастных случаев, учета аварий». |
ВТОРОЙ ТИП | |
Единицы хранения, в которых объединены различные по своим видам документы, связанные между собой последовательностью делопроизводства по одному вопросу или относящиеся к одному лицу. В этом случае в заголовке употребляется термин «дело». | Дело по организации муниципального учреждения «Архив по личному составу»; «Уголовное дело по обвинению Сергеева Николая Ивановича по ст. 205 УК РФ». |
ТРЕТИЙ ТИП | |
Единицы хранения, содержащих различные по своим видам или разновидностям документы (не менее трех видов), относящихся к одному вопросу, но не связанных последовательностью делопроизводства. В заголовке употребляется термин «документы», а в конце заголовка указываются виды документов. | «Документы о проведении смотра-конкурса на лучшую школу района (справки, отчеты, переписка)»; «Документы по проверке работы администрации сельсовета (акты, справки, отчеты)». |
Если в деле подшито более трех видов документов
| «Документы по проверке работы администрации сельсовета (акты, справки, отчеты и др.)». |
ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП | |
Единицы хранения, содержащие письма. В данном случае заголовок начинается с термина «переписка», указывается, с кем и по какому вопросу она ведется | «Переписка с администрацией города по основным вопросам деятельности» |
Окончательный заголовок дела составляется после переплета в момент наклеивания обложки дела перед составлением описи.
Повысить информационный уровень заголовков можно за счет их конкретизации путем включения делопроизводственных номеров документов (приказов, постановлений и др.), по возможности указания направленности деятельности учреждения и т.д. Например:
Протоклы №№ 5-10 совещаний у заместителя начальника Главмосстроя по вопросам капитального строительства за 1979 год.
Правильно составленный заголовок обеспечивает максимально быстрый поиск необходимого документа.
Доверьте эту работу профессионалам и вам не придется думать о том, насколько правильно и безошибочно будут проставлены заголовки дел.